Исследование: У студентов, состоящих в браке, наблюдается высокий уровень успеваемости и социальной ответственности

semya-i-deti

Особенности студенческого брака 

Алиновская С. В., Красевич Н. И.

Учреждение образования «Белорусский государственный медицинский университет»

г. Минск, Республика Беларусь, 2012

Введение

В современных условиях одним из приоритетных направлений деятельности молодежной политики в Республике Беларусь является укрепление института семьи. Сегодня современный институт семьи и брака претерпевает изменения, среди которых — снижение ценностных ориентиров семьи, ее роли в сохранении преемственности традиций между поколениями. В Республике Беларусь реализуется Национальная программа демографической безопасности, в которых подчеркивается необходимость поддержки семьи, ее социальной  и  экономической  самостоятельности,  подготовки  молодежи  к  семейной жизни. Являясь частью белорусского общества, семья способна влиять на демографическую ситуацию в стране, на ее социально-политическую и культурную жизнь.

Цель исследования:

Изучить влияние брака и наличия детей на успеваемость студентов в учебе.

Материалы и методы исследования

В основу работы положены результаты анкетирования студентов БГМУ 1–6 курсов.

Опрошено 100 человек. Из них сформировано две группы: 50 человек — состоящих в браке, 50 — не состоящих в браке. В исследовании под студенческой семьей понималась семья, в которой хотя бы один из супругов — студент дневного отделения высшего учебного заведения,

супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышал 5 лет. Студентам предложена для заполнения специально разработанная анкета, состоящая из 20 вопросов. Для ответа респондентам предлагались вопросы об их отношении к учебе, проведена оценка социальных ценностей, жизненных позиций. Результаты анкетирования обработаны с помощью прикладной статистической программы «Statistica» forWindows 10. Различия в результатах принимались значимыми при величине безошибочного прогноза более 95,5 % (p < 0,05).

Результаты исследования

Студенческая семья — достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста. Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов — учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа — это составляющие  духовности  студенческого  брака. Студенческая  семья  характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, т. к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу.

У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является «Где и с кем оставить ребенка во время занятий?». Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. В части  студенческих  семей  дети  посещают  дошкольные  учреждения,  в  некоторых — мать находится в отпуске по уходу за ребенком. Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени. Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

В октябре 2011 года в деканате лечебного факультета БГМУ были данные о 50 студентах, состоявших в браке. У 24 пар были дети (2 пары воспитывали двух детей, у 22 пар — 1 ребенок). Среди студентов, имевших детей: наибольшее количество мужчин (37%) получили статус женатого после 2 курса, женщины стали замужними на 3 курсе (35%). Процентное соотношение женатых (замужних) студентов имевших дополнительный заработок выше (27% мужчин и 35% женщин), чем у не состоящих в браке (19 и 21% соответственно). При сравнении процентного отношения студентов получавших стипендию, выявлено превышение таковых среди женатых (замужних) как женщин, так и мужчин. Сравнительно небольшое количество женщин, родивших детей, уходило в академический отпуск (36%). Несмотря на это, воспитанием детей занимались 64,3% студентов, и лишь 35,7% воспитывали родственники. Среди студентов, состоящих в браке, выявлено увеличение активности в учебе, спорте и научной деятельности. Интерес к учебе увеличился после вступления в брак у 82% студентов. По успеваемости, подготовке к занятиям в полном объеме процентное соотношения студентов состоящих в браке превышает процентное соотношение вне брака на 33%.

Лучший возраст, по мнению опрашиваемых для вступления в брак — период с 21 до 25 лет, именно в этом возрасте молодые люди обучаются в университете и наиболее активны. А вот рождению ребенка предпочтение отдали после 25 лет. Средний балл успеваемости у студентов до вступления в брак составил 7,18, тогда, как после создания семьи он увеличился до 7,74 (p < 0,05). На вопрос «Созданы ли условия в университете для создания семьи» 86% опрошенных ответили, что условия недостаточны.

Выводы: Студенты, вступившие в брак, не только более серьезно относятся к учебе, но и имеют более ответственное отношение ко всем процессам и событиям, происходящим в их жизни. Они предпочитают самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаспарян, Ю. А. Семья на пороге XXI века: социологические проблемы / Ю. А. Гаспарян. — СПб.: Петрополис, 1999.

2. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: автореф. дис. д-ра мед.наук. — СПб, 2003.

3. Черняк, Е. М. Социология семьи: учеб.пособие / Е. М. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2003.

Рубрики: Фамилистика Метки: 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2017 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"