Православная молодёжь возрождает традиционные вечерки

Надежда Уварова рассказывает о настоящей старинной уральской вечерке, о том, что такое эффект самовара, как играют в «Ремень» и танцуют русскую плясовую

Инженер, юрист, филолог, врач, повар и даже изготовитель бочек. В обыденной жизни у всех этих людей самые привычные профессии. Но по воскресеньям они надевают расшитые своими руками сарафаны или старинные молодецкие шаровары и спешат в челябинский храм Василия Великого. Здесь православная молодёжь проводит традиционные русские вечерки.

1(59)

На два века назад

В храме тихо и немноголюдно. Запаздывающие прихожане ставят свечи и устремляются по домам. Вечер воскресенья. Вечерочники же только спешат в церковь: сначала, как водится, по старинной русской традиции, испить чаю с баранками, а позже – спеть частушки под балалайку, поплясать, отрепетировать народные забавы – кулацкие бои, стенку на стенку. Идёт масленичная неделя, а потому все сегодняшние приготовления – репетиция перед празднованием Широкой Масленицы.

DSCN1790(1)

Идейный вдохновитель и постоянный участник вечерок, иконописец храма Александр Акулов заходит в хранилище традиционных русских костюмов. «Здесь не только старинные одежды,  есть и новодел, – говорит он. – Но всё, что девушки шьют и вышивают своими руками, делается чётко по древним эскизам.

3(52)

Мы ездим в фольклорные экспедиции по деревням, где собираем и записываем неизвестные частушки, сказки русского народа. А ещё просим бабушек и дедушек показать основные движения старинных танцев, продемонстрировать нам свои одежды – подвенечные платья, украшения. Фотографируем народные наряды, учимся играть на балалайке, баяне. Вот этот старинный платок был соткан минимум сто лет назад из настоящего хлопка. Нам подарила его одна прихожанка. Посмотрите – за более чем вековую историю он ничуть не выгорел, не потерял форму».

platok

Акулов показывает кокошник, расшитый золотом. «Он сделан полтора века назад. Его носили только мужние дамы, закрутив косы вокруг головы».

kokoshnik

В ризной храма уложены аккуратные стопки сотканной ткани. Купленные у бабушек-мастериц из уральской глубинки шелка и хлопок ждут своего превращения в древнерусские наряды. Вечерочницы раскроят из них традиционные девичьи сарафаны, сделают традиционные русские украшения.

В шкафу на вешалках – девичьи платья и молодецкие рубахи. Эти костюмы, сшитые на руках, парни и девчата надевают на посиделки. Говорят, когда одет в костюм той эпохи, ноги сами просятся в пляс. И народные песни звучат так, как пели их два века назад.

DSCN1818

«Ходите, девчонки, на вечерки»

«Уж ты, бабонька молоденькая, чернобровенька, хорошенькая», – заводят частушки вечерочники. Во главе стола, как водится, балалаечник. Он учит совсем ещё молоденького хлопца, девятилетнего Алексея, балалаечному искусству. У парня уже получается: вечерочники с готовностью подхватывают мелодию юного музыканта.

DSCN1913

Пока на Руси нет поста, красны девицы соревнуются в кулинарном искусстве. На столе – пироги, запеканки, баранки и пряники. Посиделочницы всё выпекли дома, а сейчас накрывают столы с угощениями. Признанная мастерица Татьяна Карпова нарезает пирог с капустой. В стаканах – компот из черноплодной рябины. Или чай на травах. Иные напитки вечерочники не признают.

DSCN1896(1)

«Раздайся, народ! Меня пляска берёт! Без гармони, без дуды ноги ходят не туды», – первые пары устремляются в пляс. Здесь, на вечерках, парни и девушки присматриваются друг к другу, «приплясываются». Именно так было и в старину.

tanec

«Заметелица», «Тетёра», «Усть-уйский Жиган» – эти непонятные для современников слова ещё каких-то сто лет назад были популярнейшими танцами. Бравые хлопцы смело ведут своих юных дам в расшитых платьях. Пусть не все движения пока получаются слаженно и синхронно: более опытные вечерочники всегда подскажут молодым, как плясали их прадеды, как выглядели молодецкие пляски и чем отличались от поцелуйных. Вечерочники, как их прадеды и прабабушки, знакомятся, влюбляются и целуются. Так испокон веку происходило на Руси.

DSCN1808

«Идея вечерок – чтобы всё было, как в старину, – рассказывает Ирина Расина, одна из постоянных участниц вечеров, учитель русского языка и литературы. – Сейчас принято подсунуть детей бабушкам, а самим побежать на дискотеку. А вечерки нужно посещать всей семьёй – мама, папа, дети. Тогда и будет достигнут результат – с детства девчонки и мальчишки наши знают русские забавы, тренируются в стеночных боях; а уж как девчонки мамины бусы любят примерять, это видеть надо. Я со студенческой скамьи, уже лет двадцать, фольклорными, краеведческими и этнографическими вещами увлекаюсь, остаётся только удивляться, как интересно в Древней Руси люди жили, не то что нынче, когда мир ограничен компьютером и телевизором».

Самый юный участник вечерок – шестимесячный Саша. Малыш здесь не в первый раз. Мама с папой впервые принесли его на традиционную вечерку, едва он выписался из роддома. Потому большое количество народу и молодецкие танцы Сашу ничуть не пугают. А вот пятилетняя Катенька уже знает основные движения кадрилей, хороводов, «восьмёр» и «шестёр». И помогает маме завязывать многочисленные подъюбники её старинного русского сарафана.

x_f841242d

Не дань моде, а жизнь по обычаям

«Когда вечерочники Таня и Михаил объявили о своей свадьбе, это стало культурным событием Челябинска, – с улыбкой вспоминает Акулов. – В назначенный день храм ломился от представителей прессы. Все местные фотографы, щёлкая вспышками, стремились запечатлеть свадьбу, полностью проведённую по старинному русскому обычаю – невеста с подругами сама ткала себе ткань на подвенечный сарафан, потом кроила и шила его, только на руках, без машинки швейной, конечно, девушки плели ей косы, ну, и жених одет был в русский народный костюм, рубаху и шаровары. Сейчас Татьянин голубой с золотой вышивкой сарафан занял своё почётное место среди других наших русских национальных нарядов».

svadba_tanya1

«Мы не отдаём дань моде на старину, мы стараемся жить по обычаям Древней Руси, – объясняет вечерочница Карина, практикующий юрист. – Разучиваем народные танцы, в повседневной жизни всё же придерживаемся канонов православия. Вот на девочке надет самотканый сарафан прошлого века, на аукционе куплен за пятнадцать тысяч. Действительно, настоящие вещи ценятся дорого. И мы их приобретаем не для того, «чтобы были», а чтобы в них петь и танцевать, показывать людям».

Эффект самовара

Шумной гурьбой вечерочники устремляются во внутренний двор храма. К масленичным гуляниям нужно отрепетировать игры – «Ремешок» и стенка на стенку.

park

Оказывается, народные забавы тоже имеют свои правила: в стенке на стенку задача не соперника повалить, а самому на ногах устоять. При сближении двух «стенок» молодцы издают характерные звуки «У-У-У»: задача – как бы запугать противника, показать свою силу и мощь. Ну, а ремешок служит для «вызова к бою»: голящий должен пройтись им по ноге того, кого вызывает помериться силами.

Немногочисленные прохожие оглядываются на молодёжь в широченных шароварах и хромовых сапожках – и быстро устремляются восвояси. «Это они не нас не от мира сего считают, – улыбаются вечерочники, – стесняются своих современных одинаковых одежд, однотипных пуховиков и брюк, причём и на женщинах, и на мужчинах. Девчонки не знают, как на Руси барышни грелись в морозы. Надо больше подъюбников надевать! Создаётся эффект самовара, и можно всё гуляние на улице провести, совсем не холодно. Вот скоро Масленица, целый день будем на морозе, но мы не боимся».

АиФ