Конкурсы красоты и забота о внешности. Как быть православным и не впадать в крайности — отвечает священник

В зимние месяцы в разных уголках нашей планеты традиционно проходят многочисленные конкурсы красоты – от локальных до международных. Как к подобным конкурсам относиться православному человеку: стоит ли их смотреть? О чём следует знать и чего остерегаться? Какое место в жизни христианина должна занимать внешняя красота? Как быть привлекательной и при этом не вводить окружающих в соблазн? На эти и другие вопросы Sobor.by попросил ответить председателя Синодального миссионерского отдела Белорусской Православной Церкви иерея Сергия Тимошенкова. Отец Сергий на протяжении 14 лет руководит молодёжным миссионерским братством при Минской духовной семинарии и пользуется репутацией «молодёжного» священника.

— Отец Сергий, стоит ли православному человеку, который старается жить по-евангельски, ходит в храм, участвует в церковных таинствах, смотреть конкурсы красоты?

— Всё зависит от мотива. Если я смотрю конкурс красоты, чтобы увидеть некую красоту, а в идеале именно так и должно быть, то теоретически в этом ничего плохого нет. Тут можно вспомнить мысль, озвученную блаженным Августином: смысл женской красоты в том, что когда пройдёт этот мир и все воскреснут и предстанут перед Богом, то в каждой представительнице женского пола просияет удивительная красота — такая, что остальная часть человечества (мужчины), прославят её Творца. В таком контексте конкурс красоты вполне допустим для просмотра и проведения. Вопрос в другом – кто сможет бесстрастно наблюдать за тем, что в этом конкурсе происходит?

Есть, конечно, история про святого, который увидел проходящую мимо красивую девушку, известную своим нецеломудренным поведением. Все с осуждением смотрели на неё и отводили взгляд. А он вздохнул и сказал, эх, если бы мы хоть чуть-чуть так заботились о красоте нашей души, как эта девушка заботится о своей внешности. И заплакал. Для него эта ситуация стала поводом возвращения к Богу.

В нашем случае подобное отношение к конкурсу красоты, будем откровенны, мало возможно, поэтому в любом случае он возбуждает в нашей греховной природе нечистые чувства. В этом смысле я бы не рекомендовал смотреть современные конкурсы красоты даже какой-то любящей друг друга православной паре. Нужно понимать, что грехи, связанные с нарушением субординации относительно полов очень часты. Если у человека нет желания держаться за внутреннюю чистоту, а возникает оно только при твёрдой вере в Бога, то грехи, связанные с полом, его поглощают. И вкусивший этот плод потом уже не может без него жить. Это не преувеличение, а это то, что я вижу, исповедуя каждые выходные не один десяток людей. Поэтому лучше не попадать туда, где тебя поджидает соблазн похоти. Теоретически, в идеале, там ведь только красота, это как сходить посмотреть на оранжерею, но на практике – лучше не стоит.

Кстати, вспомнить и сказку Вересаева «Город мастеров», когда два художника представили свои картины на суд общества: старший мастер изобразил неземную, казалось бы, заморскую принцессу. Но, когда он показывал свою работу, то на площади, где собрался народ, как будто похолодало. Все увидели, что это неземная красота не имеет ничего общего с их близкими. Мужчины отвернулись от своих спутниц, а те поняли, что они не соперницы той, которая изображена на мольберте. А второй мастер нарисовал свою жену в домашней одежде за чисткой посуды и все узнали в её образе своих любимых, и на площади стало тепло… Красота – она внутри.

Стоит задуматься и над мотивом организаторов, которые проводят конкурсы красоты. Возможно, они лоббируют интересы производителей косметики, одежды и идеального тела, чтобы люди покупали больше препаратов для похудения и разных атрибутов внешней красоты …

Не формируют ли подобные конкурсы культ внешности?

— Действительно, конкурсы красоты в их современном виде связаны с античным древнеязыческим культом тела. Если посмотреть на масс-медиа, то они формируют образ чего-то недостижимого. Отовсюду с рекламных щитов на нас смотрят идеально правильные внешне люди, обработанные в Фотошопе. Возможно, поэтому у нас и сформировался культ внешней красоты в полном отрыве от красоты внутренней. Поэтому, возможно, у нас и столько разводов.

Если человек всё же смотрит подобные конкурсы, какое духовное состояние после их просмотра можно назвать здоровым?

— Если он чувствует восхищение красотой Божьего творения. Если после этого конкурса он с большим трепетом будет относиться к женщинам, которые его окружают (жена, сестра, подруга), то это хорошо. Вид красивой женщины должен вызывать не зависть, мол, она лучше, чем моя, и не похоть, а восхищение женским образом, Божьим творением. Ведь именно женская красота всегда считалось образцом красоты.

Изначально любование другим полом – это образ отношений между человеком и Богом. А эти отношения – самые желанные. Ведь все мы подсознательно стремимся именно к Богу. И каждое наше чувство – это что-то изначально чистое и Богоданное. Так жадность – это трансформированная жажда благодати, гнев – извращённое неприятие греха, похоть – желание слиться воедино с тем, кого ты любишь…

Какое место в жизни православного человека должна занимать внешняя красота?

— Несомненно, что она должна занимать в его жизни определённое место, но не первое. Безусловно, должна быть забота о своём виде: почему бы девушкам и женщинам не славить Творца своей красотой? Это как уход за природой. Адаму было поручено возделывать сад, в котором он жил. А мы говорим о теле – это часть нашего существа, оно связано с природой. Возделывать значит заботиться. Поэтому допустимо украшать себя, но в меру.

— А где эта мера? Ведь прославить Творца можно и красотой ног, надев короткую юбку…

— Есть границы между красотой и тем, что однозначно будет возбуждать нечистые желания противоположного пола. Вид обнажённого тела в любом случае включает внутренние механизмы, хотим мы этого или нет.

Здесь есть, конечно, мысль – насколько мы должны ориентироваться на греховность этого мира? Почему я должен постоянно жить с оглядкой на озабоченных маньяков женского или мужского пола и во всём за собой следить?

Как быть? Не нужно притворяться. Если мы отчётливо знаем о законах и традициях нашего общества, о том, что принято и что нет, то не надо делать вид, что если я надену на себя шарфик с радугой, то он никак не будет напоминать людям о флаге гей-движения. Но если я об этом ничего не знаю, то не надо что-то специально выискивать.

Ни для кого не секрет, что если девочка очень хочет понравиться парню, соблазнить его, то один из атрибутов будет короткая юбка. С другой стороны, если девочка чиста и не думает вообще про это, то не надо вводить её в курс дела, всё это ей рассказывая. Другое дело, хорошо, если бы родители или старшие сёстры, подруги могли её немного ограничить, потому что, как ни крути, это создаст нездоровый образ доступности.

Желание женщины, девушки внешне нравиться окружающим оно греховно?

— Нет, греховно – это соблазнять.

А где грань между красотой и соблазном?

— Нужно следить за собой. Что ты подчёркиваешь – красоту, легкость, женственность или сексуальность, желанность в плане тела. Что сама ты в это вкладываешь? Что подсознательно вложишь, то и сработает.

На самом деле тех, табу, которые лучше не нарушать, учитывая греховность общества (ведь в Раю не было нужды в одежде – никто там не соблазнялся) всего три: обнажённость, полупрозрачность, чрезвычайно облегающая одежда. Просто потому, что у нас в обществе культ похоти и он настолько всех заразил, настолько мы все податливы, что нужно быть очень наивным, чтобы думать – ну и что, я пройдусь и ничего не будет. Будет. Достаточно понаблюдать за женскими и мужскими взглядами летом в метро. К сожалению, все этим загрязнено.

А если в семье муж просит жену одеваться определённым образом, чтобы его радовать…

Если радовать только его – то, пожалуйста, при условии, конечно, что это не будет смущать детей. В супружеских отношениях свои правила. То, что происходит между двумя любящими людьми, которые заключили брак, там совершенно другие критерии. В своём супруге каждый призван видеть Бога во всей Его красоте – внешне, внутренне, в одежде, в обнажённости. Главное здесь – бороться с эгоизмом. Когда ты от человека требуешь чего-то только ради себя без внимания к его настроению, вкусу, то это уже эгоизм, нужно притормозить, иначе это приведёт к кризису.

Что можно посоветовать православным девушкам, женщинам, которым хочется хорошо выглядеть, при этом не вызывать в окружающих греховных помыслов?

— Есть огромное количество средств, позволяющих девушке выглядеть оригинально: от фасона до серёжек. Но важно помнить, что всё внешнее должно быть отражением внутреннего. Иначе будут возникать старые байки – либо красива, либо умна.

Как воспитать в себе вкус, развить внутреннюю красоту?

— Близость к Богу развивает чувство красоты. Человек, ощущающий Божье присутствие, как правило, обладает хорошим вкусом.

Не секрет, что давно сложился стереотип о скучном внешнем виде православных ребят и девушек…

— Об этой скучности я слышу от обоих полов. От парней, что они хотят себе девушку верующую, но не воцерковленную, мол, я сам её воцерковлю насколько нужно. И тоже слышу от девушек. И те, и те знают, о чём говорят, т.к. примеров отрицательных действительно полно.

С чем это связано?

— С неофитством. С приходом к вере. У нас в Церкви нет учения, адаптированного к молодым. Всё ориентировано на взрослых либо на людей всех возрастов. Но молодёжь – это отдельная субкультура и христианское учение должно воплощаться в их среде с оглядкой на их восприятие мира. Молодой человек хочет понять, как ему быть, он не просто хочет бороться с грехом, но и найти вторую половинку, найти себя в этой жизни. И что ему предлагают? Писание иеромонаха о воспитании девиц. Естественно, что он не находит ответа и, встречая примитивную церковную литературу, начинает следовать её предписаниям. А у молодых людей ярко выраженная самоотдача, они готовы к безоговорочному служению. Встречая такое примитивное «православие», они сразу его принимают и, если никто не вернёт их в нормальное состояние, становятся хмурыми и замоленными.

Как повлиять на человека, который махнул рукой на свой внешний вид, вступив на духовный путь?

— Нужно своим вниманием, своим уважением к нему, дать почувствовать, что ты интересуешься его жизненным опытом, что он внутренне красив. Постепенно он преобразится и внешне.

Какую духовную литературу Вы посоветуете для молодёжи?

— Книги отца Андрея Кураева, но ранние, не его публицистику: «Ответы молодым», «Церковь и молодёжь», «Почему православные такие», «Школьное богословие». Очень советую митрополита А. Сурожского. С одной стороны его книги чисты, они дышат настоящим знанием христианства православного, а с другой стороны, это книги современного человека, который до старости не потерял запал молодости. Огромный кредит доверия у статей сайта pravmir.ru, у журнала «Фома». Видеолекции А.И. Осипова.

Как православному человеку не впадать в крайности и развиваться гармонично: быть красивым внутри и снаружи?

— Всегда помнить, что христиане призваны свидетельствовать о Христе, чтобы глядя на нас, видя наши мысли, манеры, поступки, окружающие прославляли нашего Бога — Христа. Если человек – это образ Божий, то моё существование на земле должно напоминать о Нём. Самые лучшие любовные и дружеские отношения – когда я в другом человеке вижу отблеск Божий, а не просто того, кто рядом. Такие отношения всегда крепче. Помня это, мы должны облегчать другому человеку видеть в нас Христа. И внешний облик может нам в этом помогать, подталкивать нас к красоте внутренней. Ведь какой-то период можно влюбляться во внешность, но потом ты почувствуешь, что нужно что-то большее, то, что всегда будет рядом.

Источник: Sobor.by

Рубрики: Культура
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2017 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"