Хорошее среднее образование – домашнее среднее образование

home

В США растет популярность домашнего образования, сообщает Regions. Джек Келли в статье «В Америке наиболее образованные дети не ходят в школу» анализирует причины быстрого роста домашней формы обучения.

Брайан Рей, президент Национального института по изучению домашнего образования, сравнил успехи детей, обучающихся дома, с умениями обычных школьников. Детям было предложено пройти стандартные испытания: «Калифорнийский тест успеваемости», «Тест на основные навыки для школьников штата Айова» и «Стэндфордский тест успеваемости». Если принять средний результат школьников за 50, то показатели обучающихся дома детей составили: по чтению – 89, по естественным наукам – 86, по языкам, математике и гуманитарным предметам – 84.

Отчасти это объясняется социоэкономическими факторами: обеспечить домашнее обучение своим детям могут себе позволить только полные семьи, причем обычно обеспеченные и сами неплохо образованные (две трети отцов и 62% матерей у детей, получающих домашнее образование, имеют ученую степень – от бакалавра и выше). Но это только отчасти.

Уровень дохода родителей на успехах их детей, обучающихся дома, хотя и сказывается, но очень слабо: разница между детьми из зажиточных семей (с годовым доходом от 70 тысяч долларов) и детьми из семей в полтора-два раза беднее (менее 49 тысяч) составила всего 3 балла средней оценки — на порядок меньше, чем разница между теми, кто ходит в школу, и теми, кто учится дома.

Образование родителей влияет существеннее: дети из семей, где ни у одного из родителей нет за плечами колледжа, набирают 83 балла; если у одного из родителей высшее образование – 86 баллов; если у обоих – 90. Но при этом, напомним, школьники набирают 50.

За последние годы мода на домашнее образование в США распространяется стремительно, поскольку школы все больше превращаются в места, где детей и подростков не столько учат, сколько просто держат под надзором, стремясь занять их чем-нибудь безобидным. Сейчас домашнее обучение получают уже 2 млн детей школьного возраста; с 1999 года эта цифра стабильно растет на 7% в год, в то время как число поступающих в школы падает на 5% в год.

Процесс этот раскручивается как маховик. На домашнее обучение уходят лучшие – соответственно, некому становится «тянуть» остальных — уровень школьного образования падает. Из-за падения числа школьников урезается финансирование школ. Чтобы сохранить социальные пакеты преподавателям, школы отказываются от программ по музыке, искусству и физкультуре (в Буффало, штат Нью-Йорк, где медстраховка учителей покрывает даже пластическую хирургию, от преподавания музыки собираются отказаться в половине школ). Это, соответственно, делает школьное образование еще менее привлекательным – еще больше родителей переводят детей на домашнее обучение – и т.д.

Из-за сильных учительских профсоюзов школы практически не могут увольнять слабых преподавателей. В Национальном совете квалификации учителей заявили, что педагогические колледжи превратились в «конвейер серости», штампующий недоучек.

Один из главных аргументов против домашнего образования – что оно не дает навыков жизни в обществе – тоже оказался несостоятельным. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что в разного рода общественной деятельности участвует 71% молодежи, получившей домашнее образование – и только 37% их сверстников, закончивших школы. Среди членов религиозных, общественных или профессиональных организаций — 80% от тех, кто учился дома, и 50% от закончивших школу.

При этом на всякого рода пособия для своих детей родители, которые учат их дома, расходуют около 600 долларов в год; школа на одного ученика тратит 10560 долларов – в 17,6 раз больше.

Хотя в США расходы государства на школьника выше, чем в любой другой стране мира, детям это не идет впрок. Как показывают испытания и опросы, только 13% старшеклассников знают американскую историю на требуемом уровне. Половина молодежи в возрасте 18-24 лет не способна найти на карте штат Нью-Йорк.

Как сообщил эксперт Организации экономического сотрудничества и развития, США – единственная развитая страна, где молодежь будет знать меньше, чем в соответствующем возрасте знали их родители.

Домашнее обучение более эффективно, поскольку направлено на развитие детей, а не на интересы администрации, к тому же программы домашнего обучения отличаются большей гибкостью по сравнению с программами школьного образования.

Справка:

Домашнее обучение является законодательно разрешенной альтернативой школьному обучению в 45 странах мира и с каждым годом приобретает новых сторонников. Такие тенденции связаны с различием потребностей в образовании у разных слоев населения и неспособностью традиционной системы общего образования соответствовать требованиям каждого обучаемого и его родителей и демократизацией общества, когда правительство и законодательство государства обращены к гражданам и призваны удовлетворять их потребности.

Домашнее обучение в США начало развиваться в 1980-х годах. В 1988 году новый закон об образовании разрешил родителям выбирать, где будет обучаться ребенок: дома, в частной школе или в государственной. Официальная статистика говорит, что к 1992 году количество обучаемых на дому детей увеличилось до 300 тыс., в 1999 – достигло 850 тыс., а в 2003 – 1,1 млн. детей, что составило 2,5% всех учащихся. С 1999 по 2007 год цифра выросла на 74%.

В Канаде в 1996 году численность детей на домашнем обучении составила 0,4% от всего количества учеников в стране и выросла к тому моменту на 776% с 1979 года.

В Японии учащиеся получают возможность обучаться заочно в старшей средней школе, по окончании которой они получают документ, идентичный документу об очном образовании.

В Латвии домашнее обучение можно практиковать в начальной школе, с 1-го по 4-ый класс.

В Швеции принятый в 2010 году новый закон об образовании сузил рамки применения домашнего обучения, которое возможно лишь при «исключительных обстоятельствах». В настоящее время в этой стране домашнее обучение практикует только 50 семей, объединившихся в ассоциацию Рохус для отстаивания своих прав.

В Германии запрет на домашнее обучение был введен еще Гитлером, а семьи, пытающиеся практиковать обучение детей на дому, преследуются законом вплоть до лишения родительских прав. Некоторые семьи вынуждены покинуть страну. Постановления судов высшей инстанции в Германии дают разрешение правительству на «искоренение» хоумскулеров как «альтернативного сообщества».

Из европейских стран сложнее всего ситуация с домашним обучением в Голландии. Дети с 5 до 18 лет обязаны посещать школу. Систематические пропуски, а тем более непосещение школы в связи с убеждениями родителей чреваты для последних последствиями: от штрафа и исправительных работ до лишения свободы.

В Беларуси нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть индивидуальный учебный план.  Такая форма обучения предоставляется по медицинским показаниям и предполагает, что к ребенку на дом будут ходить учителя из школы.