Нешахматный мат

3_фото

Александр Безущенок

Знакомая картина: водитель легковушки, опаздывающий на работу, проезжает мимо и обдаёт вас грязью, обеспечивая испорченное настроение. Или заядлый курильщик, залезая в автобус, до последнего не желает расстаться со смердящей сигаретой и, бросая окурок под колёса, выдыхает облако дыма в лица безвинных жертв. Люди морщатся, кашляют, но ничего поделать не могут: жмутся в тесные двери автобуса в надежде не опоздать на работу, учёбу, детсад. А вот ещё более распространённая, но всё менее замечаемая картина: молодая девушка идёт и без явных выражений возмущения, обиды или испуга на миловидном личике, спокойно так общается по телефону с подругой… матом. Сюда вместо девчонки можно подставить подростка, приличного вида мужчину, даже ребёнка и каждый раз картина будет отвечать всем канонам реализма нашей суровой жизни, без элементов экспрессии и оттенка футуристичности. Мат, сквернословие, ненормативная лексика, а по белоруски «лаянка», основательно проникли в быт нашего народа, пронизав и его возрастные вертикали и культурные горизонты… Только, существенным отличием от упомянутых в начале проявлений грязи, эта скверна неосязаемая, но такая же липучая: обдаёт уши, умы и души людей, прочно приставая к человеку, будто комья грязи из под колёс автомобиля.

Справочно: На вопрос «Ругаетесь ли вы матом?» 53% старшеклассников Москвы признались – «постоянно», 37% — «в крайних случаях», 3% — «не задумывались» и лишь 7% держат принципиальную позицию и ответили – «нет и не буду».

Что стоит за столь сильной моральной девальвацией отношений? К чему приведёт подобный регресс?

Заблуждение первое: мат помогает казаться более мужественным/волевым.

Мужество и твёрдость характера никак не может ассоциироваться с хамским поведением. Вряд ли  кто-то станет считать алкоголиков и бомжей героическими личностями, готовыми головы положить «за други своя». Одно совершенно не следует из другого. Стойкость и воля – качества убеждённого в правоте человека, преследующего благородные цели и готового стоять за них даже до смерти. Употреблением мата достигают желаемого, низкого и корыстного, жертвой ради Истины тут не пахнет.

Заблуждение второе: мат упрощает коммуникацию, делая её более быстрой и ёмкой.

Безусловно, упрощает. С одной существенной оговоркой – низводит общение до примитивного уровня Эллочки людоедки из памятного романа, знавшей и вполне довольствовавшейся 30 словами. Сразу вспоминаются собаки, которым для информации о своём собрате необходимо «встретиться» с его… подхвостовой частью. Таким общением, где вся сложность человеческих чувств и богатство мысли выражается 2-3 словами, к тому же матерными, мы действительно низводим себя до существ с парой тройкой потребностей, которым только и надо, что удовлетворить чувство голода, половую потребность и выспаться.

Заблуждение третье: мат служит защитой и способствует продвижению личных интересов.

Все зависит от того, что необходимо защищать и какие интересы продвигать. Корыстные и эгоистичные цели необходимо соответствующим образом «пробивать», в защите же правды и претворении благих начинаний мат не требуется. Мат – низкое средство для таких же целей.

Заблуждение четвёртое: мат – культурное старинное наследие, которое имеет право жить наравне с другими видами культуры.

Слава Богу, что мы преодолели «лучшие» языческие «культурные традиции», породившие и сопровождавшиеся «лаей матерной»: человеческие жертвоприношения, ритуальные совокупления, гадания на куриных потрохах и прочие мерзости. Оскорбление матери, самого святого для человека, упоминание половых органов и т.д. не делают чести ни некоторым нашим диким предкам, ни таким же диким современникам. Вместе с огромным великим пластом культуры, доставшимся нам в наследие, мы зачерпнули и «взвесь», «муть», которая некоторыми адвокатами безнравственности подаётся, как часть культурного наследия, а не его атавизм.

Для сведения: Статут князя ВКЛ и короля польского Казимира IV от 1468 года содержал запрет «лаи матерной». Также и русский царь Иван Грозный запрещал православным говорить «словеса непотребные», «лаяться». Борьбу за нравственность продолжил и царь Алексей Михайлович, введя за нарушение жестокие наказания – вплоть до смертной казни. Мат тогда был вытеснен из народной среды на асоциальные задворки, где до недавнего времени благополучно пребывал.

Заблуждение пятое: мат нейтрален, он такая же часть лексикона, что и остальной словарный запас.

Обычно так оправдываются люди, у которых мат в речи – хроническое явление. Как говорят наблюдательные про таких: «Они матом не ругаются, а разговаривают». Не поспоришь, что некоторые печальные явления жизни нашей от постоянного мелькания притупили нравственный порог людей, но в большинстве своём общество, оставаясь христианским, всё же на чёрное говорит, что это чёрное, а не серо-нейтральное, как застоявшаяся в луже вода. По-прежнему родители стараются оградить детей от матерщины, по-прежнему большинство мужчин воздерживается в присутствии дамы ввернуть словцо непотребное… Ну а остальным, тем кто считает нормальным явлением грязную матерщину, хочется пожелать им благополучия и взаимопонимания с близкими и не прийти к тем результатам, которые ежедневно звучат в их убогом лексиконе.

Рубрики: Авторские статьи
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 7937 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"