Библейское понимание брака

Актуальность темы обусловлена кризисом семейных отношений: приоритет отдается эгоцентрическим ценностям, растёт число разводов, падает рождаемость, растет число абортов. Незнание духовных законов, несоблюдение их приводит к разделению семьи. Поэтому так важно возрождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала.

Одним из самых древних церковных Таинств является Таинство брака. Сам Бог приводит жену к Адаму, и вот это и есть первое Таинство брака. Именно тогда Бог сочетал жену с мужем по закону, сам стал невестоводителем жениха [2]. Иудейское понимание сущности и цели брака сводилось к воспроизводству рода. Для раннего иудаизма посмертное существование человека сводилось к нахождению его в « шеоле» (что лишь очень неточно переводится как «ад»). Ветхий Завет допускал как моногамный, так и полигамный брак (Быт. 16:1—3). Допустимым были даже «конкубинат» и «левират» (Быт. 38:8). Моногамия существовала лишь, как некий идеальный образ брака и не являлась абсолютной религиозной нормой или требованием. Для сохранения чистоты брака позже были введены регламентирующие нормы. Когда христианская вера стала государственной религией, понимание брака как контракта было включено в государственные законы и даже в законы Церкви.

Новый Завет наполняет брак иным содержанием. Изменяется отношения к «левирату» (Мф. 22:23—32; Мк.12:16—27; Лк.20:27—37). Иисус отрицает материалистическое понимания брака и возводит его на другой уровень. Брак свят и нерасторжим. Допускается развод только в случае прелюбодеяния (Мф.5:32; 19:9; Мк.10:11; Лк.16:18). Любовь вечна и не прекращается после смерти. Об этом говорит святой апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам (1 Кор. 13:8). В христианстве брак достигает всей полноты совершенства и действительного значения таинства, становится образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32).

После Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа, основанная Им христианская отношений. Апостол дает строгое предупреждение о том, что христианин должен удаляться от губительной страсти блуда. В Посланиях апостол рассматривает и тему главенства мужа и подчиненности жены (1 Кор.11:3), вопрос брака с иноверцем (1 Кор.7:12-16). Один из основополагающих текстов Священного Писания христианской Церкви на тему любви содержится в 13 главе 1 Послания к Коринфянам (1 Кор.13:4-8). Архиепископ Аверкий показывает, что стяжание свойств любви, описанных в гимне апостола Павла, способно сделать каждую семью счастливой в Боге и оградить ее от различных нестроений 1. В Послании к Ефесянам теме брака посвящена 5 глава. Апостол Павел раскрывает высшее понимание брачного союза как соответствие жизни супругов тем взаимоотношениям, которые существуют между Господом и Церковью (Еф.5:22-28). Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Тема брака затрагивается также и апостолом Петром (1 Пет.3:1-7). Он говорит о духовном призвании супруги, чтобы их мужья возрастали духовно, либо вообще пришли ко Христу. Апостол Петр, как и апостол Павел, обращает внимание на права и обязанности обоих сторон в браке, т.к. счастливая семья создается усердием каждого из супругов.

В Ветхом Завете основой брака было деторождение, что являлось знаком Божьего благословения. Поэтому допускалось многоженство и иные формы брака, связанные с продолжением рода. В Новом Завете рождение детей может быть средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (1 Тим.2:15). Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении развода Христом. Брак Нового Завета является образом духовного единения Христа с Церковью. Апостол Павел говорит о том, что брак заключается не только для удовлетворения земных человеческих потребностей, но и для следования по пути к Царству вечной жизни. Брак — таинство, так как через него и в нем Царство Божие приобретает жизненно ощутимую реальность. Христианское учение о браке накладывает на человека радостную ответственность; оно открывает законное удовлетворение для души и тела; оно указывает путь истины; оно дает человеку невыразимую радость созидания новой жизни.

—————————

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. 2003. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.:ПСТБИ. 848с.

2 . Малков П.Ю. Учение о браке восточных отцов христианской Церкви (некоторые аспекты темы). 2010. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. Вып. 2. С. 7-22.

Автор: Священник Владимир Виринский, студент Минской духовной академии.

Источник: «Экономика, христианство и социальные институты». Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 января 2017 г., Минск

  1. С. 598
Рубрики: Авторские статьи, Семья
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2017 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"