Сравнительный анализ светского и христианского подходов к воспитанию

Решение многих злободневных проблем требует четкого понимания сущности и содержания воспитания, его целей и задач. В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося, а в качестве основных требований к воспитанию выдвигается соответствие содержания, форм и методов воспитания его цели и задачам [2]. Однако формирование духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности как сущность воспитания с натяжкой согласуется с современной методологией педагогической науки. Закономерно возникают вопросы: в какой мере современная педагогика, независимая от религиозных идей, может служить научной базой для формирования духовно-нравственной сферы личности ребенка? можно ли ее сформировать, не прибегая к использованию соответствующих духовных средств и методов воспитания? Ответы на эти вопросы можно найти у выдающегося психолога, педагога и философа В.В. Зеньковского [1]. Автор сетует на то, что идея «автономной», «независимой» педагогики допускает религиозный подход к проблемам воспитания лишь исключительно в вопросах религиозной работы с детьми или их морального воспитания. В то же время, общее учение о развитии и воспитании личности строится независимо от религиозных идей, опираясь всецело на данные научной антропологии и указания опыта. Однако современная педагогика, как пишет В.В. Зеньковский, «не вмещается» в ту секуляризованную антропологию, которая предлагается для ее обоснования, и впадает в грех педагогического натурализма. Он проявляется в нечувствии того, что жизнь личности вообще, а детской, в особенности, требует религиозного освещения, в той самоуверенности, с какой обычно пытаются истолковывать жизнь души независимо от ее сопряженности с Богом. Преодоление педагогического натурализма, возврат к обоснованию педагогики в целостном христианском мировоззрении, привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики и есть та основная задача, в разрешении которой лежит ключ к плодотворному творчеству в сфере воспитания. Признавая в качестве положительного момента обращенность педагогики к личности ребенка, В.В. Зеньковский предостерегает от абсолютирования этой личности, свойственного гуманистическому подходу к воспитанию. Абсолютный характер понятие личности получает лишь в применении к Богу. Личностное бытие – это проявление образа Божия. Именно поэтому смысл воспитания не может заключаться в воспитании личности как таковой, т.е. вне вопроса о смысле ее жизни.

В качестве следующей важнейшей темы В.В. Зеньковский выделяет начало свободы в человеке. Вне развития свободы нет смысла в воспитании, оно превращается в дрессировку, в подавление личности и ее унижение. Свобода же неизменно ставит человека перед дилеммой добра и зла. В связи с этим центральной задачей воспитания должно стать развитие в ребенке сил добра, обеспечение связи добра и свободы. Что же касается приспособления ребенка к жизни, оно имеет для воспитания чисто инструментальный характер, т.к. «добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни даже от развития творческих сил» [1, с. 50]. Также в свете христианской антропологии становится ясно, что началом добра, на которое можно опереться в воспитании, является имеющийся в любом человеке образ Божий. Именно он не позволяет вынести окончательный «обвинительный приговор» даже самому безнадежному в плане воспитания ребенку. При этом христианская антропология позволяет увидеть и объяснить наличие в человеке наряду с любовью к добру и влечение его ко злу. Кроме этого, «выплывают» темы, на первый взгляд, совершенно не связанные с проблемой воспитания. Одной из таких тем является тема смерти, традиционно рассматриваемая в современной науке как философская, медицинская, но никак не педагогическая. В.В. Зеньковский убедительно доказывает, что тема смерти напрямую и непосредственно связана с воспитанием. Смысл воспитания видится не только в подготовке ребенка к жизни земной, но и к жизни вечной. Смысл воспитания раскрывается в свете идеи спасения, причем, спасения не только и не столько от физических болезней и душевного дискомфорта, что воспитание и воспитатели могут далеко не всегда гарантировать, сколько с точки зрения спасения в жизни вечной.

Особого внимания заслуживает позиция В.В. Зеньковского в отношении содержания воспитания. В соответствии с христианским учением о человеке, истина лежит в воспитании целостной личности в ее иерархическом строе. Духовная жизнь, венчающая эту иерархию, не созидается через расцвет эмпирии, а лишь опосредуется ею. Основополагающим в содержании воспитания является взращивание духовной стороны личности, воспитание же и развитие эмпирической, или душевно-телесной, психофизической стороны в личности должно носить инструментальный характер. Поэтому в процессе воспитания невозможно прийти к духовному росту через развитие психических сил: интеллекта, воли, чувств. Все виды эмпирического воспитания: морального, эстетического, физического, полового и т.д. необходимы и важны, но не могут рассматриваться как самодостаточные и самоценные, являясь лишь инструментом в духовном развитии человека.

О средствах воспитания, В.В. Зеньковский отмечает, что «если задача воспитания есть духовное устроение, то и основные средства воспитания должны иметь отношение к духовной стороне в детях. И школа, и внешкольное, и дошкольное, и семейное воспитание – все это инструментально, то есть все осмысливается через восхождение (в развитии тела, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, социальной сферы) к духовному началу» [1, с. 234]. Таким образом, можно сделать вывод, что научное наследие В.В. Зеньковского, несомненно, требует серьезного изучения не только в научных педагогических кругах, но, в первую очередь, в среде педагогов-практиков. Его труды должны быть тщательно осмыслены, они не могут быть использованы чисто технологически, без вхождения в ту глубину, которая открывается при знакомстве с христианским учением. Однако это требует от педагога не только высоких интеллектуальных способностей, сколько морального мужества и напряженного духовного труда над собственной личностью.

—————————

  1. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Офиц. изд. – Минск: НЦПИ Респ. Беларусь, 2011.
Автор:  Зенько Елена Ивановна,старший преподаватель кафедры психологии и управления государственного учреждения образования «Минский областной институт развития образования»

Источник: «Экономика, христианство и социальные институты». Материалы Международной научно-практической конференции 28-29 января 2017 г., Минск

 

Рубрики: Аналитика, Образование
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 2989 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"