Кристофер Феррара: Транснациональные корпорации создают цивилизацию смерти
Кристофер Феррара, основатель и Президент Американской католической ассоциации юристов
Интервью LifeSiteNews 16 июля 2013
LifeSiteNews (LSN): Кристофер, Вы говорили о современных транснациональных корпорациях и о том, как они, будучи всего-навсего юридическими лицами, приобрели огромное влияние, стали «государствами в государствах». Никто из людей из плоти и крови, даже сами государства, не в состоянии их ограничить, как-то регулировать их деятельность. Вы писали, что деятельность этих корпораций имеет психопатические характеристики. Вы указали на то, что они владеют экономическими рычагами контроля над численностью населения. Можете ли вы подробнее рассказать о том, как деятельность транснациональных корпораций повлияла на современную жизнь?
Кристофер Феррара: Я начну с цитаты Папы Франциска, который в мае этого года сказал о «новой, порой виртуальной, тирании в области экономики, в одностороннем порядке и непоправимо диктующей свои законы и правила. Жажда власти и обогащения стали безграничными».
Безграничное стремление к власти и деньгам – главная черта такого сравнительно недавно возникшего явления, как транснациональные корпорации. Они обладают правами юридического лица и тем, что я называю «бесконечная масштабируемость». Другими словами, они могут тиражировать свою деятельность по всему миру в гигантских масштабах. Они могут привлекать капитал со всего мира, их деятельности нет ограничений. Их поддерживает огромное количество акционеров, так как эти корпорации широко известны. Это чрезвычайно мощные организации, чьи щупальца проникают везде.
О человеке, которого формируют эти корпорации, можно сказать следующее: он, пользуясь всеми правами человека, игнорирует обязанности человека и, не имея ограничений в своей деятельности, теряет человеческий облик.
Философ права из Университета Британской Колумбии Джоэл Бакан (Bakan), описал корпоративную личность как психопатическую. Он консультировался с ведущим экспертом по психопатии, который согласился с тем, что человек с корпоративным мышлением зачастую проявляет черты психопата. А именно: своекорыстие, недостаток в сопереживании, безответственность, манипулятивность, отсутствие угрызений совести. Такие люди не в состоянии принять на себя ответственность за свои действия, поверхностны в своих отношениях с другими людьми и страдают склонностью к асоциальному поведению.
Не нужно быть социологом, что бы увидеть, что социальная деградация с её абортивной культурой, культурой смерти, поразила большую часть нашей цивилизации. И наиболее ярко это проявляется в потребительском менталитете, в экономике, а не в политике, в которой большинство людей не очень разбирается .
LSN: Пролайферы знают, что представляет из себя идеология против жизни, но, как правило, мы сосредоточены на действиях, совершаемых в этом ключе правительством и транснациональными неправительственными организациями, такими как ООН. Возможно, еще не было серьезной критики в адрес глобальных корпораций и их влияния как на общество в целом, так и на правительства в том, что касается сокращения численности человеческой популяции.
Кристофер Феррара: Да, самой главной проблемой тут является производство и распространение контрацептивов по всему миру. Крупные фармацевтические компании буквально засыпали мир контрацептивными средствами и таблетками.
Кроме того, современная корпоративная экономика основана на разделении рабочей среды и домашнего хозяйства. Это сравнительно недавнее явление, когда люди начали работать не дома, а в отдельных местах, где они соприкасаются с другими людьми, не членами их семей. В этом типе экономики, когда ещё и заработная плата не всегда справедлива, и муж, и жена должны работать. Оба должны уйти из дома, оба должны отдать большую часть своего времени работе.
Корпорации, таким образом, контролируют семью, им выгодно сдерживать её увеличение, поскольку наличие большой семьи мешает работе. Люди, использующие контрацепцию, считаются в современном обществе социально ответственными, такое поведение воспринимается как гражданская добродетель. Люди вынуждены искусственно ограничивать рост своей семьи, поскольку её увеличение сокращает возможности выйти на рынок труда и участвовать в экономике, особенно, для женщины, которая для нормального трудоустройства должна освободить себя от материнских обязанностей.
В наши дни считается достаточным иметь одного или двух детей. Сегодня стандартный вопрос, задаваемый женщинам, желающим иметь большую семью: «Это все? Планируете ли ещё рожать? Хотите, сделаем Вам перевязку маточных труб? Возможно, нужны некоторые рекомендации по контрацепции?».
Считается неприличным иметь большую семью. В отличие от предыдущих веков с их христианским отношением к семье, сегодня место женщины на работе, в офисе. Она стала винтиком экономической системы, частицей корпоративной матрицы. Она может вернуться домой на короткое время, приготовить еду, лечь спать, встать и опять идти на работу. Так же дело обстоит и с мужчинами.
LSN: Такое ощущение, что эта система заинтересована в ликвидации различий между мужчинами и женщинами.
Кристофер Феррара: Конечно. Корпоративной экономике необходим работник, не мужчина, или женщина, а производственная единица.
Радикальная либертарианская мысль представляет человека как производственный винтик в большом механизме, не имеет значения, мужского, или женского пола этот винтик. Церковь осуждает такое отношение к человеку. В действительности, каждый человек является, прежде всего, частью семьи, о ней должен заботиться и её поддерживать.
Церковь говорит, что зарплата должна быть достаточной, чтобы человек мог содержать семью. Современная корпоративная экономика противостоит этому. Потому что это будет означать, что мужчины, мужья, могут приходить на работу, зарабатывать достаточно, чтобы содержать семью, так что женщина может оставаться дома. Это именно то, что корпоративная экономика не приемлет. Женщины, по их мнению, должны работать. Папа Пий XI, да и многие другие папы, писал против этой тенденции, назвав «социальной трагедией» то, что человек не может заработать достаточно, чтобы содержать свою семью, и поэтому женщины должны работать.
LSN: Движение Пролайф имеет общие идеи с консерваторами. Но сегодня многие из консерваторов, особенно в США, так или иначе, поддерживают этот неуправляемый капитализм. Сегодня в силу влияния этого глобального транснационального капитализма люди находятся в безвыходном положении, когда отношения расчеловечиваются, а семье грозит уничтожение. Люди не могут вести традиционный образ жизни. Необходимо ли консерватизму, как политическому течению, освободиться от этих опасных либертарианских идей?
Кристофер Феррара: Примерно в середине девятнадцатого века завершился процесс становления политических течений. Особенно ярко это проявилось во Франции, когда в результате революций была создана ложная альтернатива между двумя полюсами политического процесса. Между социализмом с одной стороны и партией порядка, задачей которой было противодействие социализму. Таким образом, появились две альтернативы: по сути, умеренный консерватизм, или капиталистический статус-кво, и социализм.
Церковь отвергает этот ложный выбор. Церковь всегда утверждала, что надлежащим способом организации общества нельзя назвать ни капиталистический, ни социалистический. Иоанн Павел II, в частности, был очень скуп в поощрении капиталистической модели развития. Он сказал, что она имеет определенные преимущества по сравнению с социализмом, но Церковь учит иначе. Церковь настаивает на праве частной собственности, как фундаментальном факторе существования семьи и справедливого общественного порядка. Церковь не против того, чтобы люди владели чем-то.
Но, с другой стороны, капиталистическая система порождает явления, которые противоречат христианскому вероучению. В этой системе деньги становятся превыше всего. Личность низводится до социального статуса, до винтика в механизме экономики. Что бы получать зарплату, люди вынуждены работать вне дома. Семья больше не является кирпичиком в здании общества. Люди становятся пленниками на своих рабочих местах. У них больше нет времени, чтобы жить христианской жизнью в кругу семьи.
Лев XIII в энциклике Rerum Novarum призывает к тому, чтобы заработная плата была достаточной для создания условий, при которых работник может в один прекрасный день стать владельцем собственного средства производства.
LSN: Но капиталисты утверждают, что «семейная зарплата», которая позволит всем сотрудникам содержать семью и собственный дом, будет толкать цены вверх и ничего не улучшит. По их мнению, это только вызовет рост инфляции.
Кристофер Феррара: Скорее всего, это может произойти из-за размеров прибылей корпораций. Хорошим испытанием для корпорации на её жизнеспособность является возможность выплачивать семейную зарплату. Это естественно, когда трудящийся человек зарабатывает столько, что может содержать свою семью в надлежащих условиях.
Но в транснациональных корпорациях, с их тщательным контролем и задачей получить максимальную прибыль, зарплаты должны быть на самом низком возможном уровне, выплата семейной заработной платы не возможна. Особенно, когда вы имеете дело с такими корпорациями, как Walmart, крупнейшей в мире розничной сетью, в которую входит (по состоянию на 2012 год) более 10130 магазинов в 27 странах мира. Их «непревзойденно низкие цены», оказывается, зависят от миллионов китайских наемных рабов, готовых работать за один доллар в день. В этих условиях, очевидно, они «не могут» платить семейную заработную плату.
Сравните с корпорацией Costco, которая является седьмым по величине ритейлером в Америке. По истечении определенного периода времени, где-то после двух-трёх лет работы, она начинает выплачивать своим работникам зарплату, очень близкую к семейной, что-то около $ 40 000 в год, плюс оплачивает 90 процентов медицинских расходов работника без вычетов из заработной платы.
Таким образом, мы видим, что это возможно. Costco показывает, что возможно стать седьмым по величине ритейлером мира и выплачивать семейную зарплату. Ну, а если вы хотите быть крупнейшим ритейлером в мире, если вы жаждете мировой гегемонии, вам, в конце концов, понадобятся китайские наемные рабы.
Китайское правительство услужливо предоставляет рабочую силу. В Китае законодательно запрещено иметь более одного ребенка. Успех многих компаний таких как, например, WalMart обусловлен возможностью нанимать огромное количество рабов, которым не позволено иметь более одного ребенка.
LSN: Вы как-то говорили о следующей тенденции – в какой-то момент эти гигантские корпорации начинают разрушаться под собственной тяжестью.
Кристофер Феррара: Так и есть. У Walmart, например, в последнее время есть некоторые трудности. Пример Costco показывает, что возможно быть очень крупным предприятием и при этом выплачивать своим сотрудникам семейный прожиточный минимум. Её генеральный директор, Джим Синегал (Sinegal), проникнутый католическим социальным учением, сказал: «Моя зарплата не должна превышать десятикратно увеличенную среднюю зарплату работников нашего предприятия». Для него это около $ 350 000 в год. Сравните — генеральный директор Walmart, я думаю, зарабатывает около 25 миллионов долларов в год.
Есть ли необходимость для любого человека зарабатывать 25 миллионов долларов в год? Конечно, нет. Но некоторые радикальные либертарианские мыслители настаивают, что нет такого понятия, как низкооплачиваемый работник. Все зарплаты имеют право на существование, потому что есть люди, готовые за них работать. Так же, по их мнению, нет такого понятия, как переплата в адрес исполнительной власти.
LSN: Понятно, цель таких корпораций — заработать неограниченное количество денег для акционеров и руководителей … Итак, давайте поговорим о том, что мы можем сделать. Как людям освободиться из-под этого корпоративного колпака? Наверное, сначала нужно выбросить телевизор с его рекламой в окно? Но это только начало.
Кристофер Феррара: Больше использовать Интернет, это сделает нас свободнее. Это величайшее изобретение может быть губительным для современных экономических гигантов. Джоэл Мокир (Mokyr) в своём исследовании о росте распространения использования Интернета для дистанционной работы с целью децентрализации производства, предсказывает, что мы стоим перед тем, чтобы увидеть радикальное перемещение места работы на дом. Это будет своего рода революцией в производстве, ничем не уступающей промышленной революции.
Интернет будет способствовать реорганизации экономической жизни. Люди смогут делать в своих домах то, что они обычно должны были делать в офисе или на заводе.
Помимо этого, есть способы, устроить свою жизнь так, чтобы, например, никогда не заходить в Walmart. Верите или нет, есть места в Соединенных Штатах, где можно жить без Walmart.
Вот несколько советов из моей книги:
— Первым делом нужно попрощаться с гипермаркетами. Нужно отказаться поддерживать крупные сети супермаркетов. Найти другое место для покупок.
— Если возможно, открыть своё дело. Дистанционная работа может быть хорошим эквивалентом собственного дела. Даже если подрабатываешь на корпорацию, уже хорошо, что работаешь дома.
— Если невозможно открыть своё собственное дело, можно объединиться с кем-то для этого.
— Стараться найти несколько разных источников дохода. Когда придёт время уйти с основной работы, будет достаточно источников доходов, чтобы обеспечить себя.
— Не участвовать в корпоративном долге. Разорвать кредитную карточку. Если её нет, не получать. Она, действительно, не нужна. Если что-то не по карману, лучше это не покупать.
— Поддерживать любым способом местных владельцев бизнеса. Будь то хозяйственный магазин, микропредприятие, да просто ларёк. Узнать где находятся эти предприятия, не жалеть проехать несколько лишних километров, или переплатить несколько лишних долларов, покупая у них. Изменить приоритеты расходов. Возможно, кабельное телевидение – это не самая необходимая вещь.
— Не покупать одежду или продукты, изготовленные на предприятиях с потогонной системой труда. Отовариваться в небольших магазинчиках, поддерживая мелкого производителя. В конце концов, можно научиться шить.
— Завести свой огород, который, если и не полностью прокормит вас, то хотя бы частично обеспечит ваш рацион. Можно скооперироваться с соседями и вырастить небольшой сад в окрестностях.
— Обучать детей на дому.
— Избегать коммерческих развлечений. Научиться самим развлекать себя. Пусть ваши дети учатся играть на музыкальных инструментах. Рассказывайте им увлекательные истории, читайте с ними книги, играйте с ними.
— Начать настолько, насколько возможно, пользоваться альтернативными независимыми источниками энергии. Это могут быть солнечные батареи, или другие инновационные источники питания.
— Научиться разбираться в качестве товаров, не отвлекаясь на престижную этикетку.
— Выбросить телевизор в окно.
— Научиться готовить цельные, свежие продукты. Избавить себя и своих детей от полуфабрикатов и, тем более, фаст-фуда, которые способствуют ожирению и другим заболеваниям. Выпекать свой собственный хлеб.
— И вот, наверное, самый главный способ отделить себя от транснациональных, мега-корпоративных матриц: иметь много детей и уповать на Бога. Многодетные семьи становятся вне этой безумной гонки.
Люди, у которых большие семьи, начинают доверять Богу. Они молятся: «Господи, в нашей семье восемь детей. Мама не может работать. Помоги нам, Господи», и Господь помогает.
— Вот еще одна удивительная вещь: грудное вскармливание. Грудное вскармливание само по себе может обвалить все эти мегакорпорации. Кормящая женщина не может трудиться в офисе целый день. Корпорации будут вынуждены изменить график и место их работы. Возможно, они разработают более гибкий график занятости, и это будет своего рода победой над ними.
— И самое главное: добродетельная жизнь. Не терять веру, надежду и любовь. Будьте благоразумными, справедливыми, сильными духом. Не забывать о воздержании, самодисциплине, уважении друг к другу, взаимовыручке, ответственности. Будьте честными, дружелюбными, мужественными, благородными, живите доброй, богоугодной жизнью, и Бог вознаградит вас за это.
Это все, что включает в себя понятие достойной, христианской жизни в миру – иметь большую семью, заботиться о ней и любить её.
Перевод Анны Букатюк