Формирование положительного демографического императива

умен

Татьяна Тарасевич, научный сотрудник БГУ, Pro-life Беларусь

Проблема демографического кризиса стоит очень остро. Начиная с 90-х годов наша страна вступила в стадию открытой депопуляции, когда смертность превысила рождаемость. Подобные процессы наблюдаются во всем мире: 59 стран в мире, в которых проживает 44% населения земного шара, погружаются в демографическую зиму.

Депопуляционные процессы вызваны рядом проблем и изменений, которые произошли в обществе – это аборты, культурно вызванное нежелание иметь детей, сожительство, поздний брак и т.д. Всё это привело к тому, что, начиная с 60-х годов прошлого века, наблюдается 50%-ное снижение рождаемости во всём мире. Поэтому культура  семьи сейчас необходима как никогда и все здоровые силы общества должны объединиться для ее сохранения.

Демографическая динамика задается тремя параметрами — рождаемостью, смертностью и миграционными процессами. Воздействуя на эти процессы можно изменить ситуацию. Основной демографической проблемой стало  отсутствие потребности в детях. Демографам известно, что высокая рождаемость отмечается в слаборазвитых странах с низким экономическим потенциалом, и наоборот, низкая рождаемость наблюдается  в экономически развитых странах. Из этого не стоит делать выводов о том, что снижение жизненного уровня  даст нам прирост рождаемости, но важно понимать, что экономический потенциал не является основным.

Современная демографическая динамика в мировом масштабе такова, что темпы роста населения во всем мире через  40 лет снизятся в 5 раз, в Европе в 14 раз. К 2050 году европейцы будут составлять только 1/10 мирового населения, а 100 миллионов европейцев просто исчезнут с лица земли. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в среднем по странам мира за последние полвека настораживает своими негативными значениями. С 1970 по 2010 гг. число детей на одну женщину снизилось с 4,7 до 2,5, т.е. фактически в два раза. Для замещения поколений необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости на одну женщину составлял 2,1. В Беларуси этот коэффициент составляет 1,5. Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 76 в  настоящее время. В этих странах живёт около половины всего человечества. Особенно драматическая  демографическая трагедия развернулась в Европе. Суммарный коэффициент рождаемости в странах ЕС составляет 1,6 ребенка на одну женщину. Иными словами, в странах ЕС рождается на 32% меньше детей, чем необходимо для замещения поколений (так называемого нулевого прироста). В целом же по странам Азии, Африки, Ближнего Востока и других континентов мы видим те же процессы, что и в Европе – радикальное снижение рождаемости, рост внебрачных сожительств, откладывание деторождения, грандиозное старение населения, увеличение числа людей никогда не состоявших в браке и т.д.

В настоящее время 65% белорусских семей ограничиваются только одним ребёнком, двоих детей имеют 18,9% семей, троих и более – около 5% семей. В этих условиях необходимо в максимально возможной степени использовать потенциал благоприятной возрастной структуры женского населения, который достигнет своего пика в 2013 году (414,8 тыс. человек) и затем начнет постепенно снижаться. К 2015 году суммарная численность женщин в возрасте 15-49 лет уменьшится более чем на 168 тыс. человек. Сохранение нации и выход из депопуляции для Беларуси один — в повышении рождаемости и поддержании многодетности.

Старение населения – сопутствующий процесс снижения рождаемости. В соответствии с классификацией ООН, население считается старым, если удельный вес жителей страны в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более. По состоянию на 1 августа в Беларуси доля людей в возрасте старше 65 лет составляла 13% (1 млн.224 тыс.человек). Доля пожилых людей в структуре населения Беларуси к 2015 году достигнет 25%. Возникает серьёзная проблема поддержки пенсионного фонда, замещения поколений и выхода на рынок труда. Эти процессы возникли не вчера, они имеют свое основание в ряду трансформаций прошлого века, что требует изучения их причин.

В XX веке исследователи-демографы обнаружили прямую зависимость демографической динамики от духовного неблагополучия (выявленного по объективным критерием, таким как: динамика самоубийств, общей преступности, алкоголизма и токсикомании). Характерной чертой обществ с такой духовной картиной является повышение уровня смертности от неинфекционных заболеваний. Один из самых признанных и известных аналитиков в области здоровья доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории системных исследований здоровья Научно-исследовательского центра профилактической медицины Манзурова И. А. Гундаров отмечает: «Природа упадка жизненных сил народа явно не экономическая – зависимости его от падения уровня жизни обнаружить не удается. Более того, можно заметить даже обратную тенденцию: чем богаче семья, тем меньше в ней детей. В 1999 г. при сравнении 10% самых бедных к 10% самых богатых домохозяйств численность детей до 14 лет у вторых была меньше в 5,2 раза.» [1]

И. А. Гундаров называет фактор «X», который оказывает разрушительное влияние на наше здоровье. Он пишет, что «обнаружены следующие свойства фактора «Х»: наличие огромной скорости его распространения, когда смертность захватывает всю Россию за несколько месяцев; способность синхронного действия на территориях, отделённых тысячами километров; нечувствительность к нему детей и стариков; преимущественное влияние на мужчин; неспецифический характер повреждения. Такими свойствами не способны обладать материальные агенты. В такой ситуации остаётся полагать, что физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). На этот счёт в теологии существует представление о «смертных грехах», т.е. таких психологических состояниях, которые ведут к смерти человека как личности. Будучи атеистом, я вынужден использовать церковные термины, поскольку светская наука не имеет пока собственного понятийного аппарата для рассматриваемого круга явлений». [1]

Фактор «Х», который не определила наука, хорошо известен, определён и объяснён Церковью: духовное неблагополучие нации. Оно не только способствует развитию болезней, но само является повреждающим фактором.

Невозможность объяснить происходящее с позиций традиционных материальных закономерностей побудило демографов обратиться к духовной сфере, связанной с человеческой психикой. Духовность — это ценности, установки, осознание смысла жизни. Кто я? Зачем живу? Чего достиг? В медицине известно, что тоска, тревога, агрессивность, безысходность увеличивают риск заболеваемости и смертности. Об этом говорят мировые религии, выделяя «смертные грехи» — гордыню, гнев, уныние, сребролюбие, блуд и др. Наоборот, социальный оптимизм, служение высоким идеалам способствуют повышению резервов здоровья.

Доказать влияние духовности на физическое здоровье можно только в длительных, многолетних наблюдениях. Если ухудшение (улучшение) нравственно-эмоционального состояния будет сопровождаться ростом (снижением) заболеваемости и смертности, значит это является фактором риска. Проведение такого рода исследований требует количественного измерения изучаемого параметра. Известно, чем более моральное состояние общества предрасположено к совершению дурных поступков, тем чаще они действительно случаются. Следовательно, по количеству нарушений нравственных заповедей («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай родителей», «не отчаивайся») можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы. Единицами измерения способны служить данные официальной статистики о проступках, которые считаются нарушением перечисленных моральных норм: убийства, грабежи, разводы, брошенные родители или дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень духовного неблагополучия выше.

Однако духовное неблагополучие сказывается не столько в отношении смертности (там этот уровень удается частично сбивать с помощью высокотехнологичной медицины и развитой социальной системы), сколько в отношении нежелания рожать детей. А это сфера нравственности и аксиологии. Установка на предпочтение чувственных наслаждений перед духовными привела к тому, что сила эгоизма оказалась выше потребности иметь детей. «В результате, – подытоживает Гундаров свои наблюдения, – рождающийся ребенок предстает для матери не как несравненная ценность, а как конкурент в обладании благами жизни. И здравый смысл подсказывает ей: зачем производить на свет своего конкурента?»

Моральная деградация современного общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Социологи показывают, что «в конце XX – начале XXI века общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения; акцентируют «моральную аберрацию» мышления политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. [Левашов В. К, 2007, с. 225]; экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы, – пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия» [Гринберг Р. С., 2007, с. 588]; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система» [Дондурей Д. Б., 2008, с. 73]; философы связывают происходящие процессы с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? – задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, – он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы» [Ильин И. А., 1991, с. 146].

Нравственное состояние общества имеет в системе социальных процессов многокомпонетный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) прогноз того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем демографического развития.

Как констатирует Р. С. Гринберг, «демографические исследования показывают, что более двух третей причин депопуляции связаны с такими возникшими в постсоветский период социально-психологическими феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия» [Гринберг Р. С., 2007, с. 588], одни из которых (например, массовая агрессивность) являются непосредственными проявлениями разрушения нравственности, другие — апатия, депрессия и др. — массовой психологической реакцией на ее разрушение. В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т.п., в свою очередь, порождающие психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечнососудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 45% до 70% всех заболеваний связаны со стрессом, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и опухолевые заболевания обнаруживают от него прямую зависимость [Судаков К. В., 1998].

Президент группы компаний «Рольф» С. А. Петров подчеркивает, что «требования морали – это не какой-то привесок к бизнесу, навязываемый ему некими общественными силами, то есть извне, а залог его успешного развития» [Петров А. С., 2008, с. 422]. Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны» [Богомолов О. Т., 2008, с. 367], «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности» [Глазьев С.Ю., 2008, с. 416], получает множественные подтверждения. А Святейший Патриарх Кирилл выразился еще более определенно: «Преодоление кризисных явлений в обществе невозможно без преодоления кризиса человеческой личности» [12].

Конечно же, есть еще целый ряд побочных, сопутствующих факторов, отягчающих картину демографического упадка как, например, угасание интереса к противоположному полу в связи с «сексуальной революцией» (индустрия интимных развлечений, навязчивая порнографичность массовой культуры делают реальных подруг для мужчин уже не столь привлекательными, как «красавицы с обложки»), рост феминизма, сексуальных извращений. Отношение к «партнеру по сексу» становится примерно таким же как к «партнеру по теннису» (а много ли семей создается на основе увлечения теннисом?). Кроме того, в последние два десятилетия западная масскультура культивирует инфантилизм взрослых, модель «секса в большом городе» – когда тридцати-сорокалетние на экране ведут себя так, словно им 18–20 лет, стремясь «взять от жизни все». При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которому название «моральная деградация» современного общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение морали».

Одной из ее главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада, а прямо противоположное – дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего – нравственного. Свобода предполагает ее разумные ограничения, вживленные в менталитет граждан, в терминах психологической науки, интериоризованных ими. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И. А. Ильина и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, которая с начала 1990-х гт. практически абстрагировалась от решения нравственных и воспитательных проблем. В условиях характерного для современного общества дефицита внутренних нравственных регуляторов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов, с широким привлечением ученых – социологов, психологов, теологов и др. – к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и политиков. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом нравственных, религиозных, культурных, социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.

Многие асоциальные явления – алкоголизм, наркоманию, социальное сиротство, преступность, суициды – мы можем характеризовать как демографические угрозы, поскольку они также влияют на смертность и рождаемость, но их корни уходят в ценностную сферу, в сферу мировоззрения. Воздействуя на эту сферу, формируя позитивные жизненные ценности, формируя нравственный императив, мы сможем сформировать положительный демографический императив, как совокупность духовно-нравственных принципов, направляющих поведение и действия людей на создание семьи и рождение детей с целью обеспечения дальнейшего существования и развития общества.

Дальнейшее расширение нравственно мотивированных социальных групп, обеспечивающих расширенное воспроизводство населения в рамках группы, должно получить поддержку государства. Это наиболее прямой, естественный, но и трудный путь нравственной и аксиологической трансформации общества, поскольку обретение веры, тем более веры нелицемерной — вопрос всей жизни человека, и обретение это может быть только осознанным и добровольным.

Потенциально многие молодые люди готовы принять традиционные для нашей культуры ценности, но они просто их не знают. Современная молодежь подвергается безальтернативному навязыванию антисемейных ценностей эгоцентризма, гедонизма, разврата и вседозволенности со стороны СМИ, желтой прессы, беллетристики и т.д

В отличие от умозрительных искусственных ценностей традиционные ценности православной культуры могут быть усвоены даже сегодня, поскольку они закреплены (не до конца выхолощены) в мировоззрении, истории, языке, русской литературе и искусстве, в целом в культуре, которую пусть в урезанном и искаженном виде, но все-таки преподавали и преподают в школах

Тем не менее, данное предложение особенно часто вызывает противоречие и вопросы, связанные             с непониманием различия культурологического и культового аспектов религии. Культовый аспект связан с религиозной богослужебной практикой, направленной на взаимодействие с Богом и нематериальным миром, бытие которого воспринимается посредством осознанной веры. Культурологический аспект религии направлен на взаимодействие с материальным миром, на решение социокультурных задач, стоящих перед обществом и государством. В данном контексте Церковь представляет собой социальный институт, отражающий мнение и мировоззрение миллионов верующих людей.

Не будем забывать о том, что Православие является традиционной культурообразующей религией Беларуси, о признании определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа сказано в Законе «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

В то же время современная демографическая ситуация требует решительного воздействия, которое может принести плоды в ближайшие годы. Существует ли возможность воздействовать на ценности людей напрямую, формируя положительный демографический императив? Действительно, базовые традиционные семейные ценности могут быть усвоены не только глубоко воцерковленными верующими людьми, но и широкими слоями населения.

Непосредственное утверждение, привитие в обществе традиционных нравственных семейных ценностей

Современная культура антисемейна по своей сути, от ценностей этой культуры предлагается отказаться, уйти, но куда? Очевидно, что в Беларуси необходимо говорить о возрождении традиционных нравственных семейных ценностей.

Данные ценности можно конкретизировать, это:

  • целомудрие;
  • воздержание до брака;
  • супружеская верность;
  • безусловная ценность человеческой жизни с момента зачатия;
  • недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл;
  • почтение родителей и старших;
  • патриархальность;
  • традиционная религиозность.

В расширенном смысле сюда можно также отнести трудолюбие, скромность, ответственность, бескорыстие, жертвенность, любовь. Именно эти нравственные ценности необходимо возрождать и утверждать с помощью СМИ, социальной рекламы, кинематографа, литературы, искусства, связей с общественностью (PR, подключение в качестве «катализатора» идеологического фактора). Необходимо создавать положительные образы не семьи именно с 3-4 детьми, а жертвенной и бескорыстной любви к детям.

К этой работе целесообразно привлекать представителей Церкви. Совместные церковно-государственные проекты, направленные на возрождение традиционной нравственности могут действовать наиболее эффективно. Одновременно необходимо теми же средствами создавать атмосферу общественной нетерпимости к распущенности, разврату, индивидуализму, социальному иждивенчеству, выраженному в частности в бездетности и малодетности.

Но все же наиболее эффективно работу по возрождению традиционных семейных ценностей можно проводить, помимо семьи, где государство не должно «управлять», в школах, вузах и ссузах, например, в рамках «основ религиозных культур и светской этики» или предмета «этика и психология семейной жизни», если его возродить и преподавать в духе традиционных семейных ценностей.

При разработке образовательных программ представляется необходимым учитывать социокультурные особенности ситуации в нашей стране.

Поэтому, взяв на вооружение действующие механизмы внедрения воспитательных программ, необходимо творчески переработать ценностное ядро этих программ, т.е. условия или критерии соответствия различных предлагаемых курсов, проектов, мероприятий и программ целям и задачам государственного регулирования на основе аксиологических критериев отбора.

Итоговой целью воспитательных программ должно быть улучшение социально-демографической ситуации в стране. Задачами — возрождение традиционных семейных ценностей и создание положительного демографического нравственного императива.

Учитывая отечественный опыт точечного и инициативного проведения подобных программ, предлагается сформулировать нравственные и аксиологические критерии следующим образом:

1. Программа не должна быть направлена на формирование ценностных установок, противоречащих традиционной христианской белорусской культуре.

2. Программа должна утверждать идеалы жертвенности, самоотверженности, бескорыстности, взаимопомощи в семье и обществе, формировать неприятие ценностей эгоцентризма (жизни только и, прежде всего, для себя).

3. Программа должна учить целомудрию, воздержанию до брака и супружеской верности как норме жизни, единственному пути к настоящему семейному счастью, а также единственному надежному и безопасному способу защиты от заболеваний, передаваемых половым путем, подростковой беременности, сексуальных домогательств и других медицинских, социальных и психологических проблем подобного рода.

4. Программа должна учить тому, что разврат, распущенность, внебрачная половая жизнь в любых формах и супружеские измены имеют пагубные духовные, нравственные, психологические, физиологические и социальные последствия.

5. Программа должна быть направлена на формирование отношения к зачатому ребенку в утробе матери на любой стадии внутриутробного развития с момента зачатия как к живому человеку, раскрывать пагубные медицинские, физиологические, психологические, нравственные и духовные последствия искусственного аборта и, соответственно, вызывать категорическое неприятие искусственного аборта, как способа решения личных и семейных проблем.

6. Программа должна раскрывать пагубные физиологические и психологические последствия использования современных форм контрацепции (за исключением естественного ритмического метода, основанного на воздержании).

7. Программа должна утверждать уважительное положительное отношение к многодетной семье, без указания какого-либо конкретного «потолка» в количестве детей, раскрывать высоту и красоту материнства, отцовства, семейного единства и многодетности, опровергать стереотипы и предрассудки о «невозможности иметь много детей в наше время».

8. Программа должна раскрывать пагубные социальные, психологические, демографические и геополитические последствия малодетности, рассказывать о всесторонних мерах государственной поддержки деторождения и социальной защиты семей с детьми.

Воспитательные программы, получающие государственное финансирование и поддержку не должны вступать в противоречие с основными компонентами традиционной культуры.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о полном соответствии аксиологических установок той или иной программы ценностям, утверждаемым и воспитываемым традиционной культурой и религией, а о непротиворечии ценностных установок. Например, недопустимо утверждать ценности полигамии, характерные для ислама или пропагандировать «безопасный секс», т.е. разврат (блуд) с презервативом.

Недопустимость западной бихевиористской модели полового просвещения

Особое внимание надо обратить на опасность сексуализации полового просвещения, недопустимость использования в школах и других учебных заведениях бихевиористской модели полового просвещения, растормаживающей сферу чувственных влечений и нивелирующей чувство интимного стыда, что, в конечном счете, формирует жесткие антисемейные и антидетные установки.

На практике под маской «просвещения» скрывается растление детей, выгодное только производителям контрацепции и геополитическим противникам нашей страны, с удовлетворением подсчитывающим рекордные темпы вымирания нашего народа, стремящегося «взять от жизни все», при этом «безопасно» и не обременяя себя лишними проблемами, например детьми.

Критерии полового воспитания

Половое воспитание должно быть нацелено на становление личности в рамках своего пола, кристаллизацию зрелого характера мужчины или женщины, а не на информирование подростков о методах контрацепции.

Половая социализация — это в первую очередь процесс и результат усвоения ценностей и норм, регулирующих отношения мужчины и женщины, формирование своих личных моральных качеств с учетом половой принадлежности; это и всесторонние знания по вопросам брака и семьи, и высокий рефлексивный уровень общения с людьми как своего, так и противоположного пола; это и самодисциплина, и самоконтроль, и гражданская ответственность

Активное половое просвещение бихевиористского толка, направленное не на помощь в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции ребенка, а на дезориентацию в его половой идентичности и на формирование инверсионной модели половой социализации, внесупружеских и антиродительских установок, приводят к сексуализации детского сознания и общей деморализации культуры детства и как следствие — к чудовищному росту растления несовершеннолетних.

Итак, половое «просвещение» дает обратный аксиологический и демографический эффект: явная и скрытая пропаганда «свободной любви» и антисемейных ценностей приводит к резкому снижению рождаемости. Тема сугубого нравственного, психологического, медицинского, демографического вреда, наносимого «половым просвещением» требует специального исследования.

Введение нравственной цензуры в СМИ, в рекламе, театре и кинематографе

Сегодня приходится говорить скорее не о пропаганде традиционных нравственных ценностей, а о защите наших детей и подростков от агрессивного навязывания безнравственности, причем — на основании законодательства.

Поэтому вопрос о нравственной цензуре сегодня весьма актуален. На местном уровне он может быть эффективно решен с помощью Общественного совета по нравственности с обязательным участием в деятельности Совета представителей традиционных для Беларуси религиозных конфессий.

Решения должны быть гласными и аргументированными. Совет должен рассматривать обращения государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан и самостоятельно отслеживать явные нарушения нравственности в СМИ, рекламе и общественных местах. Вся наружная реклама размером более определенного формата должна получать одобрение данного Совета.

На государственном уровне необходимо предусмотреть механизм финансовых и административных санкций, вплоть до лишения лицензии, относительно СМИ и рекламных кампаний, нарушающих нормы общественной нравственности и законодательство о защите материнства и детства.

Таким образом, в целях преодоления демографического кризиса в современном белорусском обществе на всех уровнях социальной системы необходимо возрождать и утверждать традиционные нравственные семейные ценности и противодействовать отрицательному аксиологическому воздействию, направленному на формирование антисемейных и антидетных установок.

Регулирование репродуктивного поведения белорусов реализуется посредством системы образования (школы), системы здравоохранения, СМИ, с помощью литературы и искусства, а также элементов связей с общественностью. Агентами регулирования помимо государства могут выступать Церковь и общественные организации (в совместных с государством проектах и программах). Ключевыми участками являются школа и СМИ. Государственные СМИ используются как инструмент воздействия, частные СМИ также могут выступать как инструментом в результате «морального воздействия» со стороны субъектов регулирования. Моральное воздействие может оказаться эффективным в нравственном воздействии на ценности.

В то же время, частные СМИ могут выступать и как самостоятельные субъекты регулирования, по своей инициативе осуществляя мероприятия, согласные общим направлениям воздействия. В области нравственной цензуры во многих странах практикуется добровольное самоограничение СМИ в виде «кодексов чести» и других инициативных конвенций.

Моральное воздействие и система самоограничений также применима в отношении литературы и искусства, правда, в меньшей степени в связи с меньшей централизованностью и управляемостью этих видов деятельности.

Роль литературы и искусства остается высокой, несмотря на общую культурную деградацию (опять же связанную с деградацией литературы и искусства) и утрату интереса к ним: число читающих людей в Беларуси катастрофически падает. До сих пор литературные образы через школу оказывают серьезнейшее влияние на сознание людей. В связи с этим сегодня необходимо самым пристальным образом обращать внимание на содержание школьных программ и учебников по гуманитарным дисциплинам, особенно литературе и истории.

Связи с общественностью подразумевают различные публичные акции, мероприятия, круглые столы. На этом поле координируют свою деятельность субъекты регулирования. Общественные организации налаживают регулярное взаимодействие с властными структурами с целью выработки совместных действий в общих интересах.

На примере связей с общественностью можно говорить о подключении к аксиологическому воздействию других комплексных факторов регулирования репродуктивного поведения: идеологического, психологического и социально-экономического, правового. Последний необходим в направлениях развития  нравственной цензуры, недопустимости сексуального просвещения и необходимости законодательного запрета абортов.

Идеологический фактор выступает катализатором нравственных и аксиологических трансформаций и особенно необходим во втором направлении. Если информация направлена на изменение нравственных установок, то мы говорим о действии аксиологического фактора (нравственное просвещение), если на убеждение (продвижение идей), то работает идеологический фактор.

Все эти дополнительные меры могут помочь основополагающему коренному действию нравственного фактора в регулировании репродуктивного поведения в современном белорусском обществе. В сочетании с эффективной просемейной социально-экономической политикой это должно привести к существенному повышению рождаемости и заложить фундамент уверенного демографического процветания нашей страны.

Источники

1. Информационное Агентство «НЕТДА» [Электронный ресурс] / И. А. Гундаров. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. — Режим доступа : http://www.svoboda.ru/library/pvr/pvr9.htm. — Дата доступа : 22.01.2012.

2. Информационное Агентство «НЕТДА» [Электронный ресурс] / И. А. Гундаров. Путь к социогуманизму — преодоление демокатастрофы в России. — Режим доступа : http://www.svoboda.ru/library/pvr/pvr10.htm. — Дата доступа : 22.01.2012.

3. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс] / Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества. / А.В. Юревич // Социологические исследования,  № 10, 2009, C. 70-79. — Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/text/26627909/. — Дата доступа : 23.01.2012.

4. Левашов В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000 — 2006 / В. К. Левашов. — М.: Academia, 2007.

5. Гринберг Р. С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России / Р. С. Гринберг // Вестник РАН, 2007. — Т. 77. — N 7. — С. 584 — 592.

6. Дондурей Д. Б. Без обновления массового сознания социально-экономические преобразования обречены / Д. Б. Дондурей // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. — М., 2008. С. 67 — 83.

7. Ильин И. А. О грядущем России /. И. А. Ильин. — М., 1991.

8. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К. В. Судаков. —  М., 1998.

9. Петров А. С. Мораль в бизнесе / А. С. Петров // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. — М., 2008. С. 422 – 429.

10. Богомолов О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса / О. Т. Богомолов // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. — М., 2008. С. 359 — 371.

11. Глазьев С.Ю. Нравственные начала в экономическом поведении и развитии: важнейший ресурс возрождения России / С.Ю. Глазьев // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. — М., 2008. С. 406 — 421.

12. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] / Святейший Патриарх Кирилл: Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. — Режим доступа : http://www.patriarchia.ru/db/text/1837365.html. — Дата доступа : 23.01.2012.

13. Институт демографических исследований [Электронный ресурс] / Шестаков К.А. Аксиологическое воздействие на репродуктивное поведение. // Демографические исследования. — №11. — Режим доступа : http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1859. — Дата доступа : 23.01.2012.

14. Институт демографических исследований [Электронный ресурс] / Шестаков К. А. Аксиологический фактор в системе детерминант репродуктивного поведения // Демографические исследования. — №№8–9. —- Режим доступа : http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1471. — Дата доступа : 23.01.2012.

15. Александр Ильяшенко, протоиерей. Большая семья – большие надежды. Демография и нравственность / Александр Ильяшенко, протоиерей. — М., — 2008. — 263 с.