Священники в защиту жизни. Павел Лукин о Движении Пролайф, Америке и правильном выборе

В рубрике “Священники в защиту жизни” предлагаем вашему вниманию интервью со священниками Белорусской Православной Церкви. На вопросы редакции Pro-life.by ответил иерей Павел Лукин, клирик Свято-Иверского храма города Бобруйска.

Вашингтон - моё фото

Pro-life: Отец Павел, сейчас христиане всего мира объединяются в защиту жизни. В Америке и в Канаде есть такая замечательная традиция как Цепь жизни. Каждый год в первое воскресенье октября защитники жизни собираются и выстраиваются цепью вдоль дорог на тротуарах в сотнях городов, чтобы напомнить об убийстве нерожденных детей. В этом году более чем в 1800 городах пролайферы объединились, чтобы мирно, с молитвой провести акцию памяти Цепь Жизни. Участники акции выстраиваются вдоль дорог с плакатами «Аборт убивает детей», «Аборт вредит женщинам», «Молитесь о прекращении абортов», «Жизнь – первое и неотъемлемое право», «Усыновление, а не аборт», которые могут видеть миллионы проезжающих в машинах людей. Целью этой молитвенной мирной акции является объединение в защиту жизни людей всех вероисповеданий, чтобы донести информацию о том, что аборт уничтожает жизни нерожденных детей, наносит вред здоровью женщин, что усыновление является лучшим решением.

Как мы можем в Беларуси объединить христиан в деле защиты жизни?

Отец Павел: Как раз таки дело защиты жизни и способно объединить христиан. Я как-то услышал высказывание, которое мне понравилось: если христиане не могут объединиться вокруг чего-то, то они объединятся против чего-то, против какой-то общей угрозы. Действительно, Движение Пролайф объединяет христиан всех конфессий. Я сам убедился в этом. В Пролайфе не возникает разногласий по вопросам вероучения, мы стоим на одном основании, на Христе. И когда мы видим то, что происходит вокруг, мы не можем просто молчать. В этом отношении наше Движение Пролайф поистине межконфессиональное, и христиане могут учиться друг у друга. Здесь нам нужно объединять наши усилия. Если нас будет больше, если мы будем активнее, тогда мы будем услышаны.

Pro-life: Элладская Православная Церковь недавно организовала сбор подписей против экспериментов над эмбрионами. Митрополит Николай выступил перед журналистами и призвал верующих бодрствовать и защищать основы жизни во Христе, одной из которых является защита жизни человеческого эмбриона. Эта инициатива получила широкое распространение в епархиях, а на приходах за сбор подписей отвечают даже священники. Закон о вспомогательных репродуктивных технологиях в нашей стране разрешает использование эмбрионов в научно-исследовательских целях для развития репродуктивных технологий, т.е. он допускает проведение экспериментов, разрушающих жизнь эмбриона. Как могут повлиять на эту ситуацию пролайф-организации совместно с Церковью?

Отец Павел: В этом отношении нам нужно выработать наш общий голос, общее конкретное мнение. Социальная концепция не говорит об этих вещах, не углубляется в эти вещи. Нужно вопросы биоэтики развить еще более подробно. Мне кажется, нужно начинать с принятия документа, который мог бы дать нам точку отсчета, точку фиксации нашего мнения. И далее, конечно же, везде в нашей миссионерской церковной  деятельности этот вопрос поднимать, это нельзя замалчивать. Очень часто мы сталкиваемся с работниками государственных структур и здравоохранения, и стараемся обойти некоторые острые углы, чтобы сохранить некое спокойное отношение, но иногда нужно быть действительно принципиальными в некоторых вопросах. Мы должны доносить нашу позицию, нашу идею. На мой взгляд, выход в  принятии единого документа, который смог бы для нас открыть возможности говорить об этом.

Pro-life: Основы социальной концепции так и называются – «Основы». Предполагалось, что они будут дополняться и дорабатываться. Возможно, уже пришло время, чтобы внести дополнения в Основы социальной концепции? Может ли белорусский Пролайф совместно с Церковью инициировать эти новые дополнения?

Отец Павел: Думаю, да. На уровне глав социальных отделов епархий это вполне возможно, сделать это нужно в ближайшее время. Потому что уже, Вы видите, закон принят, и он уже работает. Мы должны об этом свидетельствовать. Поэтому нужно принимать этот документ, и на уровне социальных отделов епархий создать консилиум руководителей социальных отделов епархий, чтобы это было общим мнением. Пролайф в этом отношении всегда нас побуждает к этому, он более активен в любом случае. Именно в этом, как мне кажется, будет решение. Это то, что касается Православной Церкви. Я не знаком с католической социальной концепцией, но мне кажется, у нас нужно делать так.

Pro-life: В американском Пролайф-движении есть очень интересное явление – национальная организация «Priests for life», священники за жизнь. Руководителем является священник Фрэнк Павон, человек известный во всем мире. Эта организация борется против абортов и эвтаназии. Но сейчас Пролайф-движение не ограничивается только этими проблемными зонами, оно расширяет сферу своего действия. Вы знакомы с тем, что происходит в других странах?

Отец Павел: Да, летом я был в США и убедился в том, что Пролайф-движение там развито очень сильно. Неожиданно для меня было увидеть пролайф-баннеры вдоль дорог в Америке. Это Движение очень стремительно развивается, хотя, конечно же, со своими трудностями. Мы знаем, что свобода в США почти сакрализирована, свобода каждого человека в США охраняется законом.

Вопросы биоэтики в этом отношении с одной стороны и личностны, и одновременно общественны, потому что влияют на каждую личность конкретно. Большинство американских государственных институтов отстраняются от решения вопросов биоэтики, особенно абортов. Поэтому Пролайф-движение в Америке сталкивается с большими препятствиями в своем стремлении что-то донести до конкретного человека. Но, тем не менее, это Движение с огромным опытом результативной деятельности. Нам нужно брать опыт других стран, потому что в Америке это давно уже существует. Мне знакомы многие американские инициативы в области защиты жизни. И это очень здорово, что мы можем что-то взять у наших братьев христиан из США. Ситуация в США для меня более понятна. СМИ сейчас освещают как в других странах Пролайф-движение борется за жизнь, в Польше, во Франции, где сейчас эти вопросы глобально назрели.

Pro-life: Как американцы защищают свои традиционные семейные ценности?

Отец Павел: Все идет от религии. В Америке очень много церквей, к сожалению не все из них сейчас стоят на традиционных ценностях. Но это я говорю потому, что я слышал об этом. Когда я был там, я встречался со многими религиозными лидерами. Все они говорили, что придерживаются традиционного понимания брака как союза мужчины и женщины. Для нас это было важно, у нас была межконфессиональная группа, мы специально задавали эти вопросы всем, кого встречали. И баптистский пастырь в Филадельфии, и глава пресвитерианской церкви и многие другие говорили, что мы стоим на традиционных ценностях. К сожалению, декларируемая свобода личности и отделение Церкви от государства в конечном итоге не дают пролайферам возможность действовать так активно, как хотелось бы.

1234669_528029697265714_395879206_n

Pro-life: Получается, что традиционная семья сейчас сохраняется только в лоне Церкви?

Отец Павел: Да, только так. Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что люди, которые теряют свои корни, теряют и веру одновременно, и свою религиозную идентификацию. Я смотрел статистику религий в США, там в последние годы возросло число внеденоминационных христиан, которые не причисляют себя ни к какой деноминации. Люди не имеют сейчас своих церквей. Может быть, в этом тоже проблема.

Pro-life: Утрата религиозной идентичности рано или поздно может привести к утрате своей биологической идентичности. Мы приходим к такому выводу?

Отец Павел: Это естественно. Для человека религиозного, для человека верующего основы понимая жизни заложены в его вере, которая открывает ему самого себя. Еще философы говорили, что человек одновременно и знает самого себя, одновременно и не знает совершенно. Поэтому мы черпаем мудрость в Священном Писании, в Библии, там открывается то, кем мы являемся на самом деле. Человек может сам попытаться открыть для себя кто он, кем он является, но его опыт не всегда будет правильным, потому что грех человеческий искажает взгляд даже  на самого себя. Человек уже не может сказать, что он тот, кто есть. Об этом писал еще апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». (Рим, 7, 15) Человек безрелигиозный не способен узнать себя настоящего, в том числе и биологически настоящего.

Pro-life: Коль скоро мы заговорили о грехах, которые повреждают человеческую природу, хочу спросить Вас о грехе аборта, таком тотальном для нашей страны. Вы несколько лет занимаетесь консультированием беременных женщин, намеревающихся совершить аборт. Что Вас подвигло идти и разговаривать с женщинами в женских консультациях?

Отец Павел: Я в Бобруйске начал служить с 2011 года, и мое служение всегда было связано с детьми в школах. И дети для меня были самым основным занятием, и так остается до сих пор. Поэтому, когда возник вопрос о том, что где-то страдают дети, только еще нерожденные, совесть не позволила не поучаствовать в этом Движении. Как только у нас что-то начало зарождаться я сразу же откликнулся с радостью, и мы начали это Движение в Бобруйске. Это было несколько лет назад. Началось мое участие, наверное, в связи с тем, что есть ощущение жизни, ощущение, что внутри женщины уже есть ребенок. Это было первым критерием. И конечно же, чтобы мамы не теряли свои силы, потому что аборт забирает силы женщины больше чем что бы то ни было. Женщины просто перегорают.

Pro-life: Кроме священников кто еще участвует в консультировании и как можно привлекать к этому пролайферов?

Отец Павел: В консультировании священники участвуют в меньшинстве. В большей степени это миряне, люди которые просто живут церковной жизнью в церковной общине. От своего опыта веры они идут и делают дела милосердия. Я считаю, что это милосердие, прежде всего. Когда мы общаемся, мы хотим показать женщине любовь, не надавить на нее, не морально погасить, а с любовью показать, что мы хотим Вам помочь, мы хотим, чтобы Вы увидели лучший путь. Это может сделать любая христианская душа, любой христианин, который любит своего ближнего может заниматься этим делом, очень богоугодным, на мой взгляд, но весьма непростым. Ситуация аборта – это ситуация какого-то запущенного духовного состояния человека.

Pro-life: Доверяют ли нецерковные женщины Вам свои проблемы, рассказывают ли о причинах своих решений об абортах? Лично Вы можете помочь договориться в случае необходимости с родственниками, с мужем, расставить приоритеты в пользу сохранения жизни?

Отец Павел: У нас бывали случаи, когда нам приходилось все окружение женщины привлекать, можно даже сказать всю окружающую действительность женщины захватывать. Но только если есть для этого желание самой женщины. Все начинается с женщины, если она имеет желание сохранить жизнь, мы готовы всячески ей помогать. Бывало, что разговаривали и с мужьями, и встречались. Обычно мы приглашаем людей прийти, пообщаться с нами уже не в рамках консультации, а где-нибудь на приходе. Люди приходят, и мы с ними разговариваем. Бывает, что приходят уже после абортов. Конечно, прежде всего, нужно помогать матери, женщине, потому что она есть жизнь, она вдохновляет всех, кто находится в семье. Нельзя считать, что мужчина не имеет к этому отношения и не виноват в том, что женщина идет на аборт. Но все-таки за женщиной выбор, последний выбор всегда за ней. С нее же все и начинается, вся работа в обратном направлении.

Pro-life: Какой материал Вы используете в беседах с женщинами в женских консультациях?

Отец Павел: Когда-то очень хорошую книгу «Аборт или Рождение? Две чаши весов» Оксаны Куценко нам посоветовали. Там очень хорошо раскрываются все психологические варианты, это и стало отправной точкой для выстраивания беседы. И каждую беседу стараемся начинать с дружения, чтобы сдружиться с женщиной, чтобы она все-таки поняла, что мы не враги. А дальше, если мы сдружимся с ней, если удастся нам показать, что мы с любовью пришли, тогда уже будет возможность помочь ей. В большинстве случает это конечно просто непробиваемая стена, к сожалению. И тут уже нужно использовать некоторые психологические методы, здесь помогает книга Оксаны Куценко.

Pro-life: Что Вы посоветуете женщине, если врачи предлагают ей аборт как единственную возможность сохранения ее жизни?

Отец Павел: Очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда врачи ставят женщину перед таким выбором. Из своей практики я все чаще убеждаюсь, что далеко не всегда это правда. Здесь важно некоторое время, хватает порой одного-двух дней, может быть недели, чтобы все изменилось в жизни женщины. Да, врачи профессионалы, но женщина должна слушать прежде всего себя. Если она чувствует, что внутри нее происходит, тогда она может сделать правильный выбор, оставить ребенка. Ситуации, когда женщине абсолютно опасно рожать, это ситуации исключительные и встречаются весьма редко. В моей практике таких случаев не было. В большинстве случаев это только предположение врачей, что ребенок родится больным. Чаще всего это ставит женщину в тупик. Но опять же скажу, что не всегда так получается, далеко не всегда.

Pro-life: Значит, нужно просто подождать?

Отец Павел: Думаю, да. Подождать и прислушаться к самой себе.

С иереем Павлом Лукиным беседовала Татьяна Тарасевич

Продолжение интервью читайте на Pro-life.by

Рубрики: Аборт, Христианская биоэтика, Церковь Метки: , ,
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
© 3101 Пролайф Беларусь. Все права защищены. XHTML / CSS Valid.
Разработано учреждением "Доброжитие"